Мои кусочки Италии

Восстание машин и другие теологические темы 21 века

18 апреля, 2020
Восстание машин и другие теологические темы 21 века - Тут и Там | TuTiTaM.net

Есть у меня такой интересный предмет, теология называется. Университет католический, поэтому он входит в обязательную программу магистерской степени. По началу нравился предмет сильно, потому что я никогда ранее не изучала религию и со священными писаниями знакома поверхностно, в порядке «тут услышал, там урвал».

По определению «теология» — это мировоззрение с позиции католической церкви. Когда речь шла о понятиях на стыке теологии с философией, всё было хорошо и никакого диссонанса не возникало: отсылки к Аристотелю, Канту, Фоме Аквинскому (Thomas Aquinas), Библии и даже Корану. Потом пару лекций посвятили отношению церкви к развитию технологий — тоже было очень интересно, начиная от листиков, которыми прикрылись Адам и Ева и Ноева ковчега, заканчивая дополненной реальностью, киборгами и искусственным интеллектом.

Затем последовал футуристический взгляд на мир. Начался явно проклёвываться Юваль Харари, а когда уже невозможно было не заметить, профессор-священник рассказал, что прочёл все его книги и даже пожурил за некорректную подачу некоторых исторических фактов.

Но где-то на переходе от искусственного интеллекта к будущему рынка труда что-то окончательно сломалось. А именно — появились очень крупные отсылки к самым пессимистическим сценариям из книг Харари. И что-то не по себе как-то стало. Может потому что на лицо явный конфликт интересов? Хотя какой конфликт интересов? На дворе 21-век! Профессор вроде и ведёт красной нитью по всему курсу мысль, что церковь стала продвинутой, поддерживающей науку, и больше уже никогда не запятнает себя инквизицией инакомыслящих учёных. Но будущее при этом из его лекций почему-то рисуется только в тонах фильма «Терминатор: восстание машин».

Я тоже планирую прочесть все книги Харари и это пока единственный научно-популярный автор в моей библиотеке. Понимаю, что такие сценарии, как сокращение рабочих мест из-за автоматизации, искусственного интеллекта и прочих высокотехнологичных достижений человечества вероятны. Хотя тот же Харари даёт и альтернативные сценарии, но о них почему-то профессор не говорит. А вообще, кто сказал, что Харари прав? Ещё непонятно, в какую сторону мир повернётся после пандемии. Я считаю, что всё к лучшему и своим чередом, но последние лекции по теологии я мысленно завершаю не иначе как фразой: «Ну, вот — мы все умрём».

Кое-что ещё