«Самое яркое впечатление — это когда Мама мне купила велосипед «Салют» и я катался на нём по Каскелену в дождь. Мне было 11–12 лет и это был мой первый велосипед, стоил он по тем временам очень дорого – около 100 рублей при средней зарплате преподавателя в 120 рублей. Как ребёнок, я очень мечтал о велосипеде. Когда мне его купили, я даже до туалета во дворе ездил на нём! Просыпался с велосипедом, с ним и ложился».
А, 55 лет, казах
Место рождения: Кокчетав, Акмолинская область
Место проживания: Каскелен, Карасайский район, Алматинская область
Языки: казахский, русский
Текущая занятость: фельдъегерь, Спецсвязь
О семье: Мать – казашка, родилась в Костанае, закончила Педагогический институт, работала преподавателем математики; Отец – казах, родился в Кокчетаве, закончил Физкультурный институт, работал преподавателем физкультуры; Старший брат и младшая сестра.
Были ли в вашей семье люди, по той или иной причине неугодные советской власти?
Таких значимых случаев я не знаю, но бабушка со стороны отца была из богатой семьи, из «кулаков» и в советское время их не любили. Два её двоюродных брата остались сиротами, родители были репрессированы и их отдали в детские дома.
Наши родовые земли находятся под Астаной (ранее – Акмола), там есть село, старое его название 22 ПартСъезд, сейчас там рядом есть ограждённая земля Аман Чкан – там жили наши деды и стоят их могилы. Потом 40 домов – 40 семей во времена голода перебрались в сам Кокчетав. Они поселились в районе, который назывался Собачий хутор. Поэтому по сей день почти все наши родственники живут на Севере. Мы из рода Арғын, ветви Алтай (Арғынның ішінде Алтай) и эти 40 домов называют «Қырық-үй Алтай».
Отразились ли как-то эти знания о непростом прошлом
ваших предков, которое стало таковым благодаря советской власти, на вашем
отношении к Советскому Союзу?
К какому именно роду, племени и жузу (жүз) мы относимся я узнал только после того, как пришёл из армии. До этого даже не знали, не интересовались и не спрашивали. В южных регионах Казахстана, где мы проживаем, подразделению на роды и племена придают и придавали всегда особое значение. Поэтому именно здесь я и узнал, что я – Арғын.
Есть ли у вас высшее образование?
Нет, высшего образования у меня нет, среднетехническое – Акмолинский автодорожный техникум. Да и то, туда я поступил уже после распада СССР, в конце 90-х. Во время советского союза я пробовал поступить в ВУЗ, но не поступил. Затем женился, а там уже настали 90-е, люди зарабатывали деньги и не имея высшего образования. На стройке можно было заработать даже больше, чем какой-нибудь инженер на заводе, профессора выходили на рынки торговать. Почти все стали заниматься торговлей, коммерцией. Я был убеждён, что высшее образование уже больше не было нужно.
А кем вы работали до распада Советского Союза?
Я работал плотником на стройке, потом водителем – возил прораба, потом возил на грузовой машине ЗИЛ-130 стройматериалы. Затем с семьёй уехал в Кокчетав и там тоже работал на стройке. Тогда образовались кооперативы и если инженер получал 120 рублей, то я получал 600–800 рублей.
А какое ваше самое яркое воспоминание из молодости?
Тогда было проще и была стабильность. Знаешь, что ты получишь зарплату и даже если не было товара, мы стояли в очередях, записывались. Моя супруга ходила каждый день и записывалась в тетрадь очереди. Так приобрели цветной телевизор «Витязь», который тогда был в большом дефиците, шифоньер, дедушка нам купил кровати – у них, как у ветеранов Великой Отечественной Войны, была своя очередь.
Вы считаете себя человеком, подверженным ностальгии или всё же предпочитаете жить здесь и сейчас?
Зачем ностальгировать? Я не ностальгирую. Советский Союз ушёл, а сейчас жизнь интереснее. При СССР было фантастикой видеть кого-то в экране и разговаривать, тогда были только телефоны и телеграфы. А сейчас это кажется фантастикой – сидя в Казахстане, можно с Италией поговорить (улыбается).
Значит, вы не ностальгируете. Тогда как вы можете описать место Советского Союза в своей жизни – какое место его образ занимал тогда и занимает сейчас?
При СССР тоже было классно. Во-первых, образование было доступно для всех, все были грамотными. Медицина была на высшем уровне. Дополнительные секции, кружки для детей – все они в то время были бесплатными, сейчас за всё это нужно платить. За один день на велосипеде я мог посетить 3–4 кружка – волейбол, теннис, футбол, пулевая стрельба. Снаряжение, поездки на соревнование, талоны в столовую на соревнованиях – всё было бесплатным. Никогда даже копейки родителей на это не уходило. По сравнению с тем, что сейчас – всё платное, не оплатив, ты даже на кружки не можешь ходить.
А вы помните, где вас настигла новость о распаде Советского Союза? Как вы это восприняли, какие эмоции вы испытали?
В армии я вступил в ряды членов Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС), но за год до развала СССР перестал платить партийные членские взносы и через три месяца был автоматически исключен из неё. Партбилет лежит, партия разбежалась. Но я перестал платить взносы не совсем из идеологических соображений, скорее из финансовых. Не видел смысла платить 15–20 рублей в месяц за это членство, которое никаких привилегий мне не давало. А в момент вступления коммунистическая партия ещё была на высоте, это было необходимым, так как добавляло авторитета, и я стал комсоргом дивизиона.
Вы говорите, не было привилегий. А были люди в вашем окружении, которые приобрели какие-то привилегии, став членами партии?
Я просто не карьерист, можно было взбираться по этой лестнице. С 1986 по 1991 год у меня была возможность работать в райкоме, но я не пошёл туда. В поздний период этого отрезка быть коммунистом уже было менее престижно. Понимал, что многое из того, чем занимается компартия – это показуха, сколько докладов подготовил, когда работал комсоргом в коммунистической организации. В армии было по-другому.
Ваше отношение к партии менялось во времени или так было всегда?
На «гражданке», вне армии, так было всегда. Чтобы стать начальником, ты должен был быть коммунистом. Если ты рабочий коммунист – то, как минимум передовик производства.
А как вы можете описать свой уровень жизни при СССР и текущий? Он был лучше, хуже или соответствует текущему?
Тогда всё было общее. Сейчас человек имеет практически всё. В то время были деньги, не было ничего чтобы купить на эти деньги. Сейчас же есть всё, что душе угодно, лишь бы были деньги.
Какие плюсы жизни при СССР можно отметить, которых сейчас нет? Помимо стабильности, которое вы уже назвали ранее.
Во-первых, отношение людей. Тогда в людях было больше теплоты, сейчас – больше злости. Потому что нас резко перенесли из социализма в капитализм. Капитализм – это выживание человека, без денег ты – ничто. А в то время даже богатые люди ездили на Запорожце (автомобили ЗАЗ), чтобы не показывать, что они богаты. Сейчас же наоборот всё высвечивают, показывают достаток той же машиной. Особенно люди, что «из грязи в князи». Отношение и поведение людей было совершенно другое. Детей можно было спокойно отправлять в пионерские лагеря – я там был один раз. Тогда человек человеку был брат, а сейчас – человек человеку волк.
Как я уже говорил, стабильность. Сейчас мы живём сегодняшним днём, на будущее почти нет планов. А там были, там можно было планировать.
А какие минусы были при СССР? Те, что отражались на вашей жизни?
При любом строе есть свои минусы. В советское время, например, были дети партработников, которые очень хорошо одевались, на столе у них всегда была колбаса, сгущёнка. У меня всегда была мечта купить ящик сгущёнки и съесть его полностью. Как-то уже будучи взрослым, купил себе этот ящик – съел только две банки, больше не смог. Осуществил детскую мечту (Смеётся).
Как вы относились и относитесь к советской музыке и фильмам?
Выпущённые тогда фильмы Гайдая, Рязанова, Шакена Айманова – это классика, их можно смотреть хоть каждый год, каждый день. Есть крылатые фразы, которые помнишь, и они всплывают в речи сами по случаю. По этим фильмам мы воспитывались. А фильмы, которые выпускают сейчас – они все однотипные и в голове не остаётся ничего после их просмотра. Если взять фильмы, созданные в КазССР — «Конец Атамана», «Наш милый доктор» Шакена Айманова. Такие актёры как Фрунзе Мкртчян из «Мимино» — это таланты, похожих на них сейчас уже скорее всего и нет.
После десятичасового вечернего выпуска программы новостей «Время» всегда показывали один художественный фильм и этот фильм мы всегда смотрели. У фильмов чаще всего было максимум 2–3 серии, по-настоящему многосерийными были только несколько, вроде «Семнадцать мгновений весны».
В советское время если по телевизору идёт какой-то мультфильм, «Ну, погоди!» например, мы обязательно прибегали и смотрели. А сейчас так много мультфильмов, что даже не разберёшь – какой мультфильм, о чём смотреть? Тогда было интереснее – мы ждали эти мультфильмы.
Сейчас советские фильмы вы воспринимаете так же, как тогда? Или всё-таки восприятие изменилось?
Тогда мы смотрели и нам нравился в общем фильм, а сейчас мы уже всматриваемся в мелочи, потому что там есть детали, которые в детстве ты не видел, не обращал внимание. Сейчас мы смотрим на YouTube видеоролики о том, как снимались эти фильмы, какими были актёры в жизни, их характеры, курьёзные случаи со съёмок. Например, тройка Никулин, Вицин, Моргунов. У Моргунова оказывается, был очень сложный характер, и он не всегда находил общий язык с режиссёром, поэтому его больше не стали снимать.
А есть ли сейчас ощущение какого-то иносказания? Ведь в советское время была мощная цензура и авторы не всегда могли выразить всё, что они хотят сказать, прятали смыслы глубже.
Да, конечно, такие фильмы тоже есть. Многие из них тогда ложились на полку, но, например, есть целый список фильмов, которые как говорят, «спас» Брежнев – он пропустил их, несмотря на рекомендации комитета по цензуре. Например, «Кавказская пленница», «Белое солнце пустыни», «Пираты ХХ века», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука».
Чего вам больше всего не хватает из советского времени?
Когда я был маленький, мы приехали из Кокчетава в Алматы и жили 10 лет на квартире. Потом Маме бесплатно дали дом, через 10 лет, правда, но дали. Сейчас такого бесплатного жилья уже никто не получит. У молодёжи почти нет возможности получить жильё бесплатно. Раньше ещё были путёвки бесплатные.
Не хватает возможности получать от государства бесплатных услуг?
Говорят, государство богато, когда богат простой народ, а у нас простой народ нищий сейчас.
Какие качества советских товаров вы считаете самыми ценными? Что было тогда в них, чего нет сейчас?
Если говорить о продуктах, то они были не такие вредные для организма как сейчас. Также всякие добавки для веса. Мясные продукты сейчас дополняются соей и процент её содержания очень высокий, а тогда это было только чистое мясо. Когда мы учились в школе, нам выдавали стакан томатного сока, беляш, булочку и всё это было вкуснейшим! В общем, есть что вспомнить. Было больше плюсов, чем минусов.
Опишите ваш покупательский опыт того времени. Вы говорили об очередях. Уровень сервиса, подход продавцов – как они отличались от текущего?
В целом культура продаж сейчас, конечно, выше. Продавцы магазинов тогда очень хорошо жили за счёт продаж дефицита под прилавком. Если в местный Универмаг поступал дефицитный товар, продавцы в первую очередь оставляли его себе или для перепродаж потом. Кроссовки тоже считались дефицитными, хотя выпускала их местная фабрика «Жетысу». Такие вещи как джинсы можно было приобрести только в ЦУМе в Алматы. На новый год ездили в магазин Столичный тоже в Алматы за шампанским – оно было только там, в простых магазинах его было не достать.
Из хорошего тогда – были магазины, куда ты мог сдать макулатуру, шерсть и получить талоны на дефицитный товар, который продаётся в этом магазине.
Не теряетесь ли вы в современном ассортименте товаров?
Нет, не теряюсь. Выбор очень большой, но ведь дело в том, что чем дороже товар, тем он качественнее. Есть такая пословица: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи». Сейчас выбор большой, главное – чтобы были деньги.
А при СССР вы думаете, что было более доступно по ценам?
Товара много не было, но зато было качество, был Государственный стандарт (ГОСТ). Например, холодильники, которые выпускали военные заводы, они работают до сих пор – это 40 с лишним лет! У современных же холодильников 3 года гарантии и потом их уже надо ремонтировать. Так что качество совсем не такое.
Как часто вы отдаёте предпочтение товару, который напоминает вам советский?
Советский товар уже не напоминает ничто! Например, если взять автомобиль «Жигули» — сделано топорной работой и в неё уже сейчас не захочешь сесть, потому что уже привыкли к намного более комфортным машинам. Это две большие разницы и от советского в этом плане вообще ничего не осталось.
Например, если вы увидите продукты питания, которые так или иначе похожи на те, что вы видела в своём детстве, вы их купите?
Конечно. В продуктах питания всегда хочется более натурального. Та же сгущёнка. Например, сейчас из Киргизии привозят очень вкусную сгущёнку, она из молока и хранится она в магазинах всегда в холодильнике, в отличие от продукта других производителей, в том числе местных, который может спокойно храниться на полках в магазине и с ним ничего не случиться. Значит, наверное, лучше брать киргизскую? Она не так вредна и вкуснее.
В Казахстане сейчас вообще очень слабое производство, а вот Киргизия и Белоруссия – молодцы, они производят очень качественные продукты питания, и они более натуральные, не добавляется так много консервантов.
Приведите топ-3 товаров или товарных групп из СССР, которые вы хотели бы вернуть.
Молочные продукты полностью, колбасные изделия. Натуральные соки, чтобы без красителей. Обувь. В Казахстане раньше обувь производили качественную, а сейчас всё из Китая везут.
Данное интервью является частью цикла для исследования в рамках работы над квалификационной диссертацией на тему «Ностальгия по СССР в потреблении и маркетинге в странах СНГ». Подробнее